С.А.Ваксман Транспортный аудит городов
Развиваются положения опубликованной в 2005 г.
статьи «Аудит транспортных систем городов» и стадийность планирования и
прогнозирования их развития» [5] , дается определение понятия
«транспортный аудит городов», его цели и задачи, содержание укрупненных
модулей.
Исторически профессиональный аудит стал
формироваться в бухгалтерском учете как следствие развития
консультационных услуг. В настоящее время сфера использования внешнего и
внутреннего аудита значительно расширилась и выходит за рамки функции
проверки финансовой деятельности предприятия или организации. В
английском языке используется термин «special audit» - дословно
«специальный аудит», то есть аудит определенной сферы деятельности:
энергоаудит, экологический аудит, аудит качества… Здесь есть
определенная проблема, связанная с иерархическим уровнем объекта. Проще
задача решается, когда речь идет о предприятии и/или его продукции;
тогда имеется та или иная система отчетности и внутренних и внешних
нормативов. Однако в случае транспортного аудита городов нет ни
отчетности (это отдельная проблема), ни отлаженной системы нормативов.
Строго говоря, транспортный аудит – это оценка соответствия транспортной
системы города и ее подсистем целям стратегии развития города и
требованиям населения. Речь идет, в первую очередь, о структурном
потенциале системы/подсистемы с точки зрения управления (о
строении/структуре и управлении системой / подсистемой), о
количественных и качественных её характеристиках, о кадровом потенциале
специалистов, осуществляющих управление транспортной системой. Хотя
термин «special audit» до сих пор четко не определен, необходимо
соблюдать общие принципы аудита, в частности: - соответствие отчетов по
транспортным системам городов определенному стандарту (его надо
создать); - точность (достоверность) отчетов по транспортным системам
городов (нужна стандартизированная форма таких отчетов и система
показателей); - соответствие транспортных систем городов нормам,
нормативам и критериям, законодательным актам (их надо иметь); -
соответствие показателей экономичности и эффективности установленным
критериям (нужны методы их расчета). Главной целью транспортного аудита
городов является разработка предложений по совершенствованию
транспортных систем городов на различные расчетные сроки. Проще: по
совершенствованию РАБОТЫ системы и ее подсистем. Итак, транспортный
аудит городов – это процесс сбора, анализа и комплексной оценки
информации о транспортной системе города (ее подсистемах) с целью
разработки рекомендаций по совершенствованию ее/их работоспособности.
Данное определение указывает на цель транспортного аудита и его объект.
Оно требует формализованных критериев, с одной стороны, и неформального
творческого подхода, с другой. Транспортный аудит городов, как и любой
другой, осуществляется по следующему алгоритму: - определение цели и
задач аудита; - определение основных его направлений (как правило,
проведение обследований, расчет и анализ показателей, характеризующих
работоспособность подсистем); - разработка плана проведения (определение
информационного обеспечения, финансовых и штатных ресурсов, времени
проведения, методики обследований); - организация работы (сбор
материалов и проведение обследований, группировка полученных данных); -
анализ полученных результатов (выявление положительных и отрицательных
сторон и их причин), выявление первоочередных направлений повышения
работоспособности транспортной системы города; - разработка предложений
по развитию транспортной системы города (ее подсистем); - использование
результатов аудита в работе муниципальных органов. Строго говоря,
необходимо иметь программное обеспечение для проведения транспортного
аудита и методические рекомендации. И еще раз: нужна система мониторинга
и диагностики состояния транспортных систем городов! Специалисты по
профессиональному аудиту рассматривают следующие модули такой системы:
-Оценка - сбор информации и оценка количественных показателей
работоспособности отдельных предприятий-перевозчиков и подсистем, а
также всей транспортной системы города; -Качество - оценка качества
транспортно-пассажирского обслуживания населения и работоспособности
магистральных улиц и дорог; -Затраты - оценка фактических затрат на
содержание и эксплуатацию подсистем и всей системы в работоспособном
состоянии в сопоставлении с необходимыми затратами; -Удовлетворенность -
оценка уровня удовлетворенности населения и предприятий
транспортно-пассажирским обслуживанием; -Мероприятия - оценка способов
достижения планируемого уровня работоспособности системы на первую
очередь и разработка мероприятий; -Потенциал - оценка возможностей
развития транспортной системы города и ее элементов на перспективу.
Часть показателей этих модулей может быть выражена количественно уже
сейчас, но вся система нуждается в разработке. Изложенное не претендует
на однозначность и завершенность. Скорее всего, это постановка задачи
для обсуждения, причем самым слабым звеном является понятие
«работоспособность транспортной системы города» и ее конкретизация
применительно к отдельным подсистемам и их элементам
|