Некоторые специалисты считают системы SCM просто составной частью (на
уровне логистики) ИТ-решений, задача которых — планирование
корпоративных ресурсов (ERP). Иногда SCM определяют как совокупность
методов повышения эффективности взаимодействия с поставщиками или
дистрибьюторами. Но в любом случае и вне зависимости от трактовок термин
SCM связан с перемещение товара. И не важно, закупает ли компания сырье
или отгружает готовую продукцию. Используя мягкий и универсальный
подход можно отнести к системам класса SCM все решения, которые
способствуют выработке стратегии, координации планирования и управления в
сфере снабжения, производства, складирования и доставки товаров. В свою
очередь, современное учение о видах ИТ-решений со всей определенностью
относит системы SCM (так же как CRM и, с оговорками, ERP) к классу B2B и
одновременно — к семейству корпоративных приложений, предназначенных
для повышения эффективности внутренних бизнес-процессов. На
содержательном уровне основное отличие CRM и ERP— в тех знаниях о
внешней среде, которые накапливает система SCM (спрос на продукцию,
предложение сырья) и в возможности оперировать в этой среде с
использованием ИТ. Полноценная система такого рода должна обрабатывать,
анализировать и прогнозировать переменные внешней среды, а в результате
предоставлять возможность адекватно планировать производство и —
необходимые закупки. Наконец, SCM со всеми основаниями следует относить к
новейшим технологиям управления, описываемых комплексом стандартов и
рекомендаций CSRP (customer synchronized resource planning) и
предполагающим наличие в системе возможностей управления внешними (по
отношению к предприятию) элементами производственной цепочки. Задача ERP
же, как и прежде — повышение эффективности функционирования замкнутой
производственной среды. Чтобы как можно точнее определить возможности
SCM, рассмотрим основные задачи, которые должны решаться с применением
этой технологии. Закупки и снабжение производства. На этом поле система
SCM должна решать задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск,
оформление заказов, взаиморасчеты и т.п. Причем эти задачи могут
решаться при помощи специальных АСУ снабжения (e-procurement) и
электронных торговых площадок: чаще всего на стороне закупщика
устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее
подключаться к площадке и формировать заказы (иногда достаточно
стандартного Web-обозревателя). Аналогичную схему применяют продавцы —
они публикуют свои предложения, а также ведут переговоры с покупателями в
рамках установленных правил. Как правило, снабженческие электронные
площадки строятся по отраслевому ("вертикальному") принципу. Впрочем, не
редкость и многоотраслевые площадки. Показательный пример здесь —
отечественная торговая площадка Faktura.ru: на базе стандартных решений и
технологий любая компания может создать здесь свою частную, закрытую
торговую площадку. Управление складами. Здесь полноценная система SCM
позволяет накапливать и отражать данные о размещении товара на каждом
складе, фактически контролировать все складские процессы: ожидание
приемки, подготовку склада, а в процессе хранения помогает учитывать
особенности как самого склада, так и характеристики товара. Управление
логистикой, оптимизация транспортных операций. Эта стандартная
подсистема SCM позволяет рассчитывать стоимость перевозки различным
транспортом, агрегирует таможенные затраты и данные о
погрузочно-разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок. Одна из
задач системы — мгновенно выдать менеджеру по запросу, например,
информацию о том, где находится товар и каковы сроки его доставки. Сбыт,
работа с дистрибьюторами. Здесь в составе комплекса SCM могут так же,
как и в случае с организацией снабжения, использоваться специальные
электронные торговые площадки для работы с дистрибьюторами, где
размещаются заказы и происходят взаиморасчеты. Кроме того, система может
обеспечивать индивидуальный контроль за деятельностью каждого
дистрибьютора, а также мониторинг его прибыльности и надежности.
Логистика и определение местонахождения звеньев цепочки поставок.
Подсистема позволяет выработать транспортные маршруты и планировать
территориальное расположение самого производственного цеха, складских
помещений для сырья и материалов, а также для готовой продукции. Системы
SCM могут оказаться полезными при разработке маркетологами ценовой
политики, "оценивая" себестоимость продукции. Поскольку полномасштабная
система SCM покрывает весь процесс преобразования сырья и материалов в
конечный продукт, фактически возникает возможность оценки добавленной
стоимости, которая была создана в ходе производства, а также разделения
прямых и косвенных затрат. Целью внедрения систем класса SCM является
повышение прибыльности компании путем улучшения конкурентоспособности.
Достигается это двумя путями. Прежде всего, система SCM позволяет
значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании. С другой
стороны, появляется возможность значительно снизить затраты на логистику
и закупки. В общей стоимости товара такие затраты (разумеется, все
зависит от отрасли) обычно лежат в пределах 10—15%. Современные системы
снабжения, управления складами и логистикой позволяют в ряде случаев
снизить их до 1—2%. По оценкам аналитической компании Aberdeen Group,
компании, использующие системы электронных закупок, быстро окупают
затраты на их внедрение. В 2001 году 10% компаний, входящих в число пяти
тысяч крупнейших предприятий мира, использовали технологии
автоматизированного снабжения.