На рынке грузовых автотранспортных
услуг работает более 500 тыс. операторов. Малые автотранспортные фирмы и
индивидуальные предприниматели владеют примерно одной третью грузового
парка страны. При этом 90% всех объемов грузоперевозок выполняется
субъектами негосударственного сектора.
Наметившееся оживление экономики,
некоторый рост темпов производства валового внутреннего продукта
адекватно отразился на деятельности предприятий транспортного комплекса.
Грузовым автопарком всех отраслей экономики в 1997 году перевезено 5.6
млрд. тонн груза, грузооборот составил порядка 145 млрд. ткм, что
несколько превышает соответствующие показатели 1996 года. В то же время
тарифы на перевозку грузов в среднем по Российской Федерации за 1997 год
возросли в 1,1 раза.
Растет удельный вес междугородных
перевозок. Производители и отправители продукции все чаще отдают
предпочтение автомобильному транспорту, обеспечивающему доставку по
схеме «от двери до двери». Поэтому в последние годы увеличивается
среднее расстояние перевозок. Соответственно повышается спрос на
большегрузные автопоезда.
Объем международных автомобильных
перевозок между Россией и зарубежными странами вырос с 2 млн. тонн в
1990 году до 16 млн. тонн в 1997 году, увеличившись более чем на 18% по
сравнению с предыдущим годом. Количество субъектов - отечественных
перевозчиков на международном транспортном рынке превысило 2 тысячи, а
парк насчитывает около 10 тыс. автомобилей. Примерно 92% российских
международных перевозчиков - это предприятия с акционерным капиталом и
частные предприниматели и только около 8% - государственные предприятия.
Малым предприятиям принадлежит более 50% парка.
При переходе к рыночным отношениям
произошли коренные изменения во взаимоотношениях грузового
автотранспорта и обслуживаемой им клиентуры. Стихийный рынок товаров
создает непредсказуемый характер грузопотоков, непроизводительное
использование транспортных средств, перегруженность дорожной сети,
ухудшение экологической обстановки.
Многочисленные независимые
предприятия различных форм собственности и индивидуальные
предприниматели, занимаясь автотранспортной деятельностью, используют
собственный подвижной состав для перевозок своих грузов, достигая
большего удобства пользования и лучшей маневренности парка автомобилей.
Только в Москве в 1995 году действовало около 200 тысяч предприятий
малого и среднего бизнеса, из которых порядка 60% имели от одного до
десяти автомобилей.
Вместе с тем у данной категории
автовладельцев нередко отсутствуют необходимые условия хранения,
обслуживания, ремонта подвижного состава, недостаточен уровень контроля
за обеспечением безопасности движения и экологии. Интересы
предпринимателей не всегда совпадают с интересами общества. Коммерческой
тайной становится наличие грузов, потребность в перевозках, стоимость
перевозок и услуг.
В то же время смена формы
собственности в процессе разгосударствления и приватизации не привела к
повышению эффективности работы крупных автотранспортных предприятий
общего пользования. Их мощная производственная база и квалифицированный
персонал не используются в полной мере. Отсюда перераспределение объемов
в сторону автоперевозчиков малого бизнеса.
Основные применяемые термины и понятия:
Автотранспортная деятельность в
области грузовых перевозок - комплекс работ и услуг, связанных с
подготовкой, организацией и осуществлением автомобильных перевозок
грузов, включая транспортно-экспедиционную работу, техническую
эксплуатацию автотранспортных средств и пр.
Оператор - юридическое или физическое
лицо, осуществляющее в установленном порядке определенный вид
автотранспортной деятельности.
Перевозчик - оператор, заключивший в
установленном порядке договор автомобильной перевозки грузов.
Деятельность перевозчиков предусматривает, в частности, за
вознаграждение перевозки грузов, принадлежащих другим юридическим или
физическим лицам, а также предоставление клиентам связанных с перевозкой
дополнительных услуг.
Клиент - гражданин или юридическое
лицо, пользующееся или намеренное воспользоваться услугами оператора на
основании договоров (перевозки, транспортной экспедиции и др.),
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
|